Прокуратура Советского района Адрес: 357910, город Зеленокумск, ул. Крайнева, 72 Телефон: (86552) 6-11-43
История
История

Прокуратура в России была создана Указом Петра 1 от 12 января 1722 года, где повелевалось "быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, також во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору".

Органами, надзиравшими над государственными учреждениями, которые активно реформировались в начале ХVIII в., первоначально были фискалы, учрежденные Указом 2 марта 1711 г., но их деятельность оказалась неудовлетворительной. В отличие от прокуроров фискалы были обязаны только доносить о злоупотреблениях высшим властям, но вмешиваться в действия подконтрольных органов и должностных лиц они не имели права. Однако до конца 1720-х годов прокуроры действовали при конкретных учреждениях власти и управления: генерал прокурор и обер-прокурор при Сенате и Синоде, прокуроры при коллегиях и их конторах и т.п. В губерниях и провинциях сохранялось значение фискалов, которые в целом были подчинены генерал-прокурору.

Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре вначале не определялось; велено было избирать "из всяких чинов", но лучших. Прокуроров избирал Сенат по предложению генерал-прокурора. Ни руководители учреждений, ни даже сам генерал-прокурор не могли подвергать их взысканиям.

В царствование Елизаветы Петровны в середине ХVIII в. источники рисуют достаточно высокое положение прокуроров в управленческой иерархии: иной раз в отсутствие губернатора и вице-губернатора прокурор управлял всеми делами в губернии. Однако официально должность губернского прокурора была создана только в 1782 г. на основании Закона "Учреждения для управления губерний" 1775г. В 1801г. губернские прокуроры были подчинены Министерству юстиции, но в целом существовали в неизменном виде до 1866 г., когда были введены в действие новые судебные уставы 1864 г., и прокуратура потеряла большую часть своих надзорных функций, оставаясь одной из сторон судебного процесса.

Возвращение к более широкому значению прокуратуры произошло уже в советские годы, причем процесс этот затянулся на несколько лет и оказался весьма сложным. Образованный II Всероссийским съездом Советов Совнарком Декретом о суде 22 ноября 1917 г. упразднил старую прокуратуру. Первые попытки создания прокурорского надзора в РСФСР относятся к началу 1918 г. путем организации так называемого Комиссариата публичного обвинения. Одну из причин медленного становления прокуратуры после революции можно видеть в том, что она воспринималась как самый реакционный орган прежней власти. По словам первого старшего помощника Прокурора Советской республики Н.В.Крыленко, "недобрая память, которую оставила по себе в среде трудящихся старая царская прокуратура, была первое время настолько жива, что в первые годы революции самая мысль о восстановлении прокуратуры казалась реакционным поползновением возвратиться к старому порядку".

С началом новой экономической политики необходимость укрепления законности выдвинулась на первый план, и вернулись к мысли создать особый надзорный орган, обладающий достаточными правомочиями и не зависящий от тех органов, законность действий которых он должен контролировать.

Ставропольская прокуратура функционировала и в жесточайших условиях голода и разрухи, царивших после Гражданской войны.

В 30-е годы в Ставропольском крае необоснованные осуждения безвинных людей обрели тот же размах и характер, что и в других регионах страны. Не избежали репрессий и прокурорские работники. Более того, за них взялись с большим рвением, поскольку они пытались напомнить о законности, Конституции и правах человека.

Конституция СССР 1936 г. закрепила важнейший принцип полной независимости прокуратуры от всех других государственных органов. Организация прокуратуры и управление ею приобрели четкую форму и стройную систему.

В годы Великой Отечественной войны Прокуратура Ставропольского края продолжала работу по надзору за выполнением законов в разнообразных сферах жизни.

Принятый в соответствии с Конституцией СССР 1977  Закон о прокуратуре СССР впервые в качестве одной из задач выделил охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами . Причем данная задача была поставлена второй после охраны закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической системы. Эти и другие задачи достигались при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор)

Серьезной вехой демократических преобразований в России стало принятие Конституции в 1993 г. Впервые в истории нашего государства права и свободы человека объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита вменены в обязанность государства (ст. 2 Конституции России). Это концептуальное конституционное положение явилось основой и ключевым принципом последующего формирования обновленного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Впервые направление "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" выделено отдельной главой в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. Это свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала данного вида деятельности прокуратуры.

В настоящий момент в прокуратуре Советского района работает коллектив из 12 человек, однако на момент распада СССР и становления Российской Федерации коллектив прокуратуры был мал и состоял только и 4 человек.

Знать историю прокуратуры необходимо не только в познавательных, но и практических целях. Великий русский историк Василий Осипович Ключевский отмечал: «Людям надобится прошедшее, когда они уяснят себе связь и характер текущих явлений и начнут спрашивать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести».

Время, безусловно, внесло свои коррективы в направления, принципы и приоритеты деятельности органов прокуратуры. Но одно осталось незыблемым: значимость Закона. Он был, есть и будет главным стержнем во всем, что определяет стратегию и тактику нашей работы. Ведь чем уважительнее к букве Закона будут относиться политики, общественные деятели и рядовые граждане, тем реальнее перспектива России стать по-настоящему правовым и демократическим государством.